Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

давид (david) герард

Большой энциклопедический словарь

ДАВИД (David) Герард (между 1460 и 1470-1523) - нидерландский живописец. Повторение устоявшихся композиционных схем нидерландской живописи 15 в. сочетал с мягкой поэтичностью настроения ("Суд Камбиза", 1498).

Полезные сервисы

давид (david) жак луи

Большой энциклопедический словарь

ДАВИД (David) Жак Луи (1748-1825) - французский живописец. Представитель классицизма. Восприняв античность как пример гражданственности, исполнил строгие по композиции и ритму произведения большого общественного звучания ("Клятва Горациев", 1784), портреты ("Врач А. Леруа", 1783). В годы Великой французской революции организатор художественной жизни, создатель портретов, исторических картин, в т. ч. посвященных актуальным современным событиям ("Смерть Марата", 1793). Позже пришел к отвлеченным рассудочным образам ("Сабинянки", 1799).

Полезные сервисы

давид (david) рене

Большой энциклопедический словарь

ДАВИД (David) Рене (1906-90) - французский ученый, специалист в области сравнительного правоведения. Главный труд - "Основные правовые системы современности. Сравнительное право" (русский перевод 1967, 1988).

Полезные сервисы

давид (david) фелисьен

Большой энциклопедический словарь

Дави́д (David) Фелисьен (1810—1876), французский композитор. Разделял идеи К. А. Сен-Симона, сочинял песнопения для концертов «апостолов сенсимонизма». В 1833—35 как миссионер этого учения посетил страны Ближнего и Среднего Востока. Сборник «Восточные мелодии» (1855) и другие сочинения Давида вызвали интерес к музыке Востока. Ода-симфония «Пустыня» с хором и чтецом (1844); опера «Лалла-Рук» (1862) и другие; 4 симфонии.

Полезные сервисы

давид (david) фердинанд

Большой энциклопедический словарь

Дави́д (David) Фердинанд (1810—1873), немецкий скрипач, композитор, педагог. Ученик Л. Шпора (скрипка). Видный представитель немецкой скрипичной школы XIX в. Гастролировал, в том числе в России. Составитель «Школы» игры на скрипке (1867—1872). Редактор сонат и партит И. С. Баха. Оперы, 2 симфонии, 5 скрипичных концертов.

Полезные сервисы

давид (иудея)

Энциклопедический словарь

ДАВИД (Иудея) - ДАВИ́Д, царь Израильско-Иудейского государства в кон. 11 в. - ок. 950 до н. э. Провозглашенный царем Иудеи после гибели Саула, Давид присоединил к ней территории израильских племен и создал государство. По Библии, юноша-пастух Давид победил в единоборстве великана-филистимлянина Голиафа (см. ГОЛИАФ (в Библии)) и отсек ему голову.

Полезные сервисы

давид iii

Энциклопедический словарь

Дави́д III (Куропалат) (? - 1001), царь Тао-Кларджетского княжества в юго-западной Грузии во второй половине X в. В союзе с Византией вёл борьбу против арабских завоевателей и освободил большую часть грузинских и часть армянских и азербайджанских земель.

* * *

ДАВИД III - ДАВИ́Д III (Куропалат) (?-1001), царь Тао-Кларджетского княжества в юго-западной Грузии во 2-й пол. 10 в. В союзе с Византией вел борьбу против арабских завоевателей и освободил большую часть грузинских и часть армянских и азербайджанских земель.

Большой энциклопедический словарь

ДАВИД III (Куропалат) (?-1001) - царь Тао-Кларджетского княжества в юго-западной Грузии во 2-й пол. 10 в. В союзе с Византией вел борьбу против арабских завоевателей и освободил большую часть грузинских и часть армянских и азербайджанских земель.

Полезные сервисы

давид iv строитель

Энциклопедический словарь

Дави́д IV Строи́тель (около 1073 - 1125), грузинский царь (с 1089) из династии Багратиони. Восстановил независимость Грузии от сельджуков. Вёл борьбу с крупными феодалами, создал постоянное войско.

* * *

ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ - ДАВИ́Д IV СТРОИ́ТЕЛЬ (ок. 1073-1125), грузинский царь (с 1089) из династии Багратиони.

Взошел на престол в 1089 году в возрасте 16 лет, приняв правление государством, разоренным и опустошенным захватчиками. Давид создал постоянную армию и боролся с крупными феодалами. Благодаря распаду государства сельджуков, Крестовым походам и захвату франками Иерусалима и Антиохии, восстановил независимость Грузии, разбив в 1121 мусульманское войско. В 1122 взял Тбилиси. Укрепил экономику страны. Для защиты внешних границ в 1118-1119 переселил на расширяющиеся территории государства 40000 половцев с семьями.

По инициативе царя были построены десятки храмов и монастырей. В любимом царем Гелатском монастыре были погребены его останки. По преданию, царь сам работал на строительстве храма, своими руками таская каменные глыбы.

Большой энциклопедический словарь

ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ (ок. 1073-1125) - грузинский царь (с 1089) из династии Багратиони. Восстановил независимость Грузии от сельджуков. Вел борьбу с крупными феодалами, создал постоянное войско.

Полезные сервисы

давид анахт непобедимый

Энциклопедический словарь

Дави́д Ана́хт Непобеди́мый (конец V в. - первая половина VI в.), армянский философ и переводчик.

* * *

ДАВИД АНАХТ Непобедимый - ДАВИ́Д АНА́ХТ Непобедимый (кон. 5 в. - 1-я пол. 6 в.), армянский философ и переводчик.

Большой энциклопедический словарь

ДАВИД АНАХТ Непобедимый (кон. 5 в. - 1-я пол. 6 в.) - армянский философ и переводчик.

Полезные сервисы

давид гареджа

Энциклопедический словарь

Дави́д Гаре́джа - комплекс пещерных монастырей в 60 км к юго-востоку от Тбилиси. Древнейшие монастыри Давид Гареджи - лавра Давида, монастырь Додо и Натлис-Мцемели - основан в первой половине VI в., в X-XIII вв. образовались древние монастыри. Во многих церквах и трапезных фрески VIII-XIV вв. с портретами исторических лиц.

* * *

ДАВИД ГАРЕДЖА - ДАВИ́Д ГАРЕ́ДЖА, комплекс пещерных монастырей в 60 км к юго-востоку от Тбилиси. Древнейшие монастыри Давид Гареджа - лавра Давида, монастырь Додо и Натлис-Мцемели - основаны в 1-й пол. 6 в., в 10-13 вв. образовались другие монастыри. Во многих церквах и трапезных фрески 8-14 вв. с портретами исторических лиц.

Большой энциклопедический словарь

ДАВИД ГАРЕДЖА - комплекс пещерных монастырей в 60 км к юго-востоку от Тбилиси. Древнейшие монастыри Давид Гареджа - лавра Давида, монастырь Додо и Натлис-Мцемели - основаны в 1-й пол. 6 в., в 10-13 вв. образовались другие монастыри. Во многих церквах и трапезных фрески 8-14 вв. с портретами исторических лиц.

Полезные сервисы

давид гареджийский

Энциклопедический словарь

ДАВИД Гареджийский - ДАВИ́Д Гареджийский, Иверский (6 в.), христианский монах, ученик Иоанна Зедазнийского (см. ИОАНН ЗЕДАЗНИЙСКИЙ), пришедший с ним из Антиохии в Грузию с проповедью христианства; один из основателей грузинского монашества. Память в Православной церкви 7 (20) мая и в четверг по Вознесении.

Большой энциклопедический словарь

ДАВИД Гареджийский - Иверский (6 в.), христианский монах, ученик Иоанна Зедазнийского, пришедший с ним из Антиохии в Грузию с проповедью христианства; один из основателей грузинского монашества. Память в Православной церкви 7 (20) мая и в четверг по Вознесении.

Полезные сервисы

давид герард

Энциклопедический словарь

Да́вид Герард (David) (между 1460 и 1470 - 1523), нидерландский живописец. Повторял устоявшиеся композиционные схемы нидерландской живописи XV в., добиваясь мягкости живописной манеры, поэтичности пейзажных мотивов («Суд Камбиза», 1498).

* * *

ДАВИД Герард - ДА́ВИД (David) Герард (между 1460 и 1470-1523), нидерландский живописец. Повторение устоявшихся композиционных схем нидерландской живописи 15 в. сочетал с мягкой поэтичностью настроения («Суд Камбиза», 1498).

Энциклопедия Кольера

ДАВИД Герард (David, Gerard)

(ок. 1460/1470-1523), фламандский живописец. Родился в городке Аудеватер в Голландии; впоследствии переехал в Брюгге и в 1484 стал членом гильдии св. Луки. Как художник сформировался в Голландии. По стилю его живопись близка работам харлемского мастера Альберта ван Ауватера; можно предположить, что Давид был его учеником. После того как он поселился в Брюгге, в его картинах появились более аристократические образы, пришедшие на смену простонародным типажам ранних работ. В этом отразилось увлечение художника искусством Рогира ван дер Вейдена. Очевидно, на живопись Давида повлияли и сильные в Брюгге фламандские традиции колоризма, идущие от братьев Ван Эйков и Ханса Мемлинга. В поздних произведениях художник жертвует живостью и изяществом ради достижения утонченности и сдержанной строгости. Его произведения высоко ценились, и он был постоянно занят выполнением городских и частных заказов. Умер Давид в Брюгге 13 августа 1523.

Полезные сервисы

давид д анже пьер жан

Большой энциклопедический словарь

ДАВИД Д АНЖЕ (David d Angers) Пьер Жан (1788-1856) - французский скульптор и медальер. Портреты, отмеченные романтической взволнованностью.

Полезные сервисы

давид д’анже (david d’angers) пьер жан

Большой энциклопедический словарь

Дави́д д’Анже́ (David d’Angers) Пьер Жан (1788—1856), французский скульптор и медальер. Исполнил свыше 500 портретных медалей («Наполеон», «Паганини», «Жорж Санд»), отмеченных романтической взволнованностью, острой индивидуализацией образов.

Полезные сервисы

давид д'анже пьер жан

Энциклопедический словарь

Дави́д д'Анже́ Пьер Жан (David d’Angers) (1788-1856), французский скульптор и медальер. Исполнил свыше 500 портретных медалей («Наполеон», «Паганини», «Жорж Санд»), отмеченных романтичной взволнованностью, острой индивидуализацией образов.

-----------------------------------

ДАВИД Д`АНЖЕ Пьер Жан - ДАВИ́Д Д"АНЖЕ́ (David d"Angers) Пьер Жан (1788-1856), французский скульптор и медальер. Портреты, отмеченные романтической взволнованностью.

Энциклопедия Кольера

ДАВИД Д'АНЖЕ Пьер Жан (David d'Angers, Pierre Jean)

(1788-1856), французский скульптор и медальер, запечатлевший облик многих знаменитых исторических деятелей в статуях, бюстах и медалях. Давид д'Анже родился в Анже 12 марта 1788. С 1808 учился у Ж.Л.Давида и Ф.Л.Ролана, в 1811-1816 - во Французской академии в Риме. Среди его работ - рельефы фронтона Пантеона в Париже (1830-1837) с изображением французских политических деятелей, целый ряд памятников, в том числе памятник Гутенбергу в Страсбурге и Джефферсону в Вашингтоне, а также многочисленные портретные бюсты и медали. Многие произведения скульптора находятся в Музее изящных искусств и музее Давида д'Анже в его родном городе. Умер Давид д'Анже в Париже 5 или 6 января 1856.

Полезные сервисы

давид ермопольский

Энциклопедический словарь

ДАВИД Ермопольский - ДАВИ́Д Ермопольский (6 в.), преподобный, бывший разбойник. Память в Православной церкви 6 (19) сентября.

Большой энциклопедический словарь

ДАВИД Ермопольский (6 в.) - преподобный, бывший разбойник. Память в Православной церкви 6 (19) сентября.

Полезные сервисы

давид жак луи

Энциклопедический словарь

Дави́д Жак Луи (David) (1748-1825), французский живописец. Восприняв античность как пример гражданственности и свободолюбия, стал основоположником так называемого революционного классицизма конца XVIII в., исполнил строгие по композиции и ритму произведения большого общественного звучания («Клятва Горациев», 1784), портреты («Врач А. Леруа», 1783). В годы Французской революции организатор художественной жизни, создатель портретов, исторических картин, в том числе посвящённых актуальным современным событиям («Смерть Марата», 1793). С 1804 «первый художник» Наполеона I, писал эффектные парадные композиции («Коронование Жозефины», 1805-07). В 1816 эмигрировал в Бельгию.

Энциклопедия Кольера

ДАВИД Жак Луи (David, Jacques Louis)

(1748-1825), французский живописец; родился в Париже 30 августа 1748. В 1766 стал учеником Жозефа Мари Вьена в Королевской Академии живописи и скульптуры. Вьен пробудил в молодом человеке страсть к классической античности и интерес к творчеству Никола Пуссена. В 1774 Давид получил средства на поездку в Рим. В течение пяти лет он прилежно изучал греко-римскую скульптуру и произведения итальянских мастеров Возрождения и эпохи барокко. После избрания в 1784 членом Академии Давид вернулся в Рим и в том же году написал картину Клятва Горациев (Париж, Лувр). Это революционное по своему звучанию произведение было выставлено на парижском Салоне 1785; его классицистические формы и очевидный антимонархический подтекст вызвали бурный восторг. Картина Смерть Сократа (1787, Нью-Йорк, музей Метрополитен) - более поздняя работа, проникнутая тем же духом. Давид стал одним из ведущих деятелей Великой французской революции. Избранный в 1792 депутатом от Парижа в Конвент, он дважды председательствовал в нем; голосовал за казнь Людовикa XVI и санкционировал закрытие Королевской Академии живописи и скульптуры. Он получил заказ на картину Клятва в Зале для игры в мяч (не осуществлена; эскиз 1791, Лувр), Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась) и Смерть Марата (1793, Брюссель). В 1794 художник был заключен в Люксембургский дворец, где написал самый известный из автопортретов и свой единственный пейзаж с видом Люксембургского сада из окна камеры. Однако вскоре к нему вернулось расположение властей, и он снова занял лидирующее положение во французском искусстве под эгидой вновь организованного Института Франции. Подобно якобинцам, Давид приветствовал Наполеона, который казался ему воплощением революционного духа. Пораженный энергией Давида, Наполеон пригласил его присоединиться к Египетской кампании в качестве официального художника, но Давид отказался. В 1804 он стал первым живописцем императора и получил заказы на создание огромных полотен - Коронование императора Наполеона и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери (1805-1807, Лувр) и Присяга армии Наполеона на Марсовом поле. По указу Людовика XVIII, в 1816 Давид был сослан в Брюссель. В орбите его влияния оказались почти все ведущие мастера французской живописи первой половины 19 в.: Гро, Жерико, Энгр и др. Через своих учеников Давид оказал большое воздействие на развитие живописи в Бельгии, Дании и Германии. Кисти Давида принадлежит несколько блестящих по технике исполнения и точности характеристик портретов его современников: Мадам Рекамье (1800, Париж, Лувр), портреты четы Серизиа (1795, Париж, Лувр) и др. Умер Давид в Брюсселе 29 декабря 1825.

ЛИТЕРАТУРА

Шнаппер А. Давид: Свидетель своей эпохи. М., 1984

Полезные сервисы

давид и голиаф

Словарь крылатых слов и выражений Серова

Из Библии. В Ветхом Завете (1 Книга Царств, гл. 17) говорится о фили-стимлянском великане Голиафе, с которым вступил в противоборство

юный герой Давид. Он был несравненно слабее противника и потерпел бы поражение, если бы боролся с Голиафом на равных. Давил победил Голиафа, убив его камнем, брошенным из своей пращи.

Иносказательно: о противниках, которые разительно отличаются друг от друга своими физическими и моральными качествами.

Полезные сервисы

давид и ионафан

Сборник слов и иносказаний

давид и Ионафан (пример дружбы)

Ср. Когда кончил Давид разговор с Саулом, душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как душу свою.

I Царств. 18, 1-4; 19, 1; 20, 17. Ср. 2 Царств. 1, 26; 21, 7.

См. орест и Пилад.

См. больше чем душу люблю.

Полезные сервисы

давид луи

Энциклопедический словарь

ДАВИД Луи - ДАВИ́Д (David) Жак Луи (1748-1825), французский живописец. Представитель классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) . Восприняв античность как пример гражданственности, исполнил строгие по композиции и ритму произведения большого общественного звучания («Клятва Горациев», 1784), портреты («Врач А. Леруа», 1783). В годы Великой французской революции организатор художественной жизни, создатель портретов, исторических картин, в т. ч. посвященных актуальным современным событиям («Смерть Марата», 1793). Позже пришел к отвлеченным рассудочным образам («Сабинянки», 1799).

* * *

ДАВИ́Д (David) Жак Луи (30 августа 1748, Париж - 29 декабря 1825, Брюссель), французский художник, крупнейший мастер европейского классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) 1750 - начала 19 в. В своих исторических полотнах он отразил события различных этапов политической жизни Франции: эпохи Людовика XVI, Революции, Консульства, Империи, Реставрации. Они исполнены в строгом классицистическом стиле и передают (особенно портреты) острое видение художником натуры и следование античным идеалам.

Начало творческого пути

Сын мелкого, но довольно состоятельного торговца. Отец погиб на дуэли в 1757 и воспитанием мальчика занимались братья отца. Стремясь получить хорошую живописную школу, Давид в 1766 начинает заниматься в Парижской Академии художеств у одного из ведущих мастеров исторической живописи классицизма второй половины 18 в. Ж. М. Вьена. Педагогическая система учителя была основана на изучении античного искусства (см. АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО), Рафаэля (см. РАФАЭЛЬ САНТИ), болонцев (см. БОЛОНСКАЯ ШКОЛА), Микеланджело (см. МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти), требовании добиваться «правды и величия». В 1774 Давид участвует в конкурсе на Римскую премию, предоставлявшую право стать пенсионером Французской Академии в Риме, и получает ее за полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причину болезни Антиоха» (Школа изящных искусств, Париж). Сюжет трактован в духе грациозной античности Вьена, с легким оттенком фривольности и двусмысленности.

Первое пребывание в Риме (1775-1780)

В Риме - центре европейской художественной жизни и месте паломничества художников и представителей европейской аристократии - Давид попадает в круг молодых стипендиатов Французской Академии, антиквариев и знатоков живописи. Его учителями становятся «Рафаэль и античность». Как и другие пенсионеры, он был обязан исполнять копии с античных произведений и работ итальянских мастеров и отсылать их в Париж. В «Автобиографии», написанной около 1808, Давид писал о барельефах колонны Траяна: «Я велел поднять в мою мастерскую многие из этих барельефов и копировал их шесть месяцев». В результате им был создан рисованный фриз длиной 2,25 м (Художественная галерея Э. Б. Крокса, США) в стиле римских барельефов. Полные величия и торжественности, застывшие наподобие античных скульптур фигуры, возможно, являются воспроизведением сцены «Похороны Патрокла».

Париж (1780-1789)

Главной целью молодого художника становится получение доступа в Академию, без чего было невозможно завоевание успеха. За представленное на конкурс полотно «Велисарий» (1779, Политехническая школа, Париж) в 1781 Давида единогласно принимают в члены Академии. Античный сюжет из новеллы Мармонтеля (1767) о прославленном византийском полководце, из-за ложного обвинения обреченном на нищету и скитания, был популярен в живописи классицизма второй половины 18 в. Давид трактует сцену с сентиментальной чувствительностью в духе Вьена. Картина демонстрирует прекрасную строгую композицию и единство колорита, в котором доминируют насыщенные красно-коричневые тона. Художник получает в качестве особой привилегии квартиру в Лувре. В его мастерской начинают работать ученики (Ж. Ж. Друэ, К. Фабр, А. Л. Жироде, Ж. Б. Викар).

Второе значительное историческое полотно «Андромаха у тела Гектора» (1783, Лувр) на сюжет из Гомера тоже получило благожелательный прием в Салоне 1783. Драматическая сцена представлена в нем на фоне голого античного декора - величественного античного ложа, дорических колонн, известного по гравюрам канделябра, копья и щита Гектора, заимствованных из произведений Пуссена (см. ПУССЕН Никола). Композиция полотна с сидящей у ложа Андромахой повторяет сцену «Смерть Мелеагра», воспроизведенную в рельефе античного саркофага (ее часто копировали мастера классицизма эпохи Давида). Следование классическому образцу будет сочетаться в творчестве художника с привнесением индивидуальных черт, разнообразной передачей чувств героев.

В 1776 директором Управления королевскими строениями графом д"Анживийе с целью «оживить добродетели и патриотические чувства» французов было заказано Давиду историческое полотно на сюжет из «Римской истории» Роллена «Клятва Горациев» (1784, Лувр). Он работал над ним в Риме и его показ здесь вызвал подлинную сенсацию. «Героический» стиль полотна со строгим и четким расположением застывших в клятве единения фигур Горациев на фоне дорической колоннады, вызвал много подражаний. Современники отнесут картину к революционному творчеству художника, назвав его самого предвозвестником революции.

Линию «героического» классицизма продолжило полотно «Смерть Сократа» (1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Сюжет отвечал вкусам эпохи Просвещения. Еще Дидро (см. ДИДРО Дени) рекомендовал обращение к нему художников для прославления добродетели, морали, мужества. Фигура готовящегося к принятию чаши с ядом Сократа уподоблена античной скульптуре. Лица опечаленных учеников выражают гамму разнообразных драматических чувств.

Иной, идиллической, линии в европейском классицизме второй половины 18 в. созвучно полотно «Парис и Елена» (1788, Лувр). Оно начинает в его творчестве серию анакреонтических (см. АНАКРЕОНТ) сюжетов, в которых прославляются любовь, наслаждение земными радостями жизни, гармонией природы.

Давид и Революция. Работа в портрете в 1790-е годы

Революционные события художник воспринял с радостью. Осенью 1792 он был избран в Конвент и оказался в центре политической жизни вплоть до событий 9 термидора (см. ТЕРМИДОРИАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ).

В 1791 возглавил выступления художников за пересмотр недемократических установлений Академии о допуске к участию в конкурсах и салонах. Общественный резонанс вызвало его полотно «Клятва в зале для игры в мяч» (1789, Национальный музей, Версаль). События национальной истории (неизвестно, был ли художник сам очевидцем клятвы представителей третьего сословия, объявивших себя Национальным собранием) впервые стали сюжетом исторического полотна «большого стиля». Работая над ним, Давид создал много портретов, стремясь передать реакцию персонажей на происходящее важное событие. Рисунки художника - образцы высокого мастерства. Картина осталась незавершенной, в 1803 художник отправил ее в Лувр, а в 1865 она была приобретена для Версаля.

1790-е годы ознаменовались особенно интенсивной работой в портрете (портреты Пекуль, оба - 1784, Лувр). Тонкость наблюдения индивидуальных качеств модели сочетается в портретах «Господа Трюден» (1792, Лувр) и «Господа Д"Орвийе» (1790, Лувр) с глубоким психологическим обобщением. Портретируемые то уподоблены античной статуе («Господа Вернинак», 1799, Лувр), то изображены в свободной, словно непроизвольной, позе, отдыхающими на пленэре (см. ПЛЕНЭР) (портреты четы Серизиа, оба - 1795, Лувр). Выразительны и два автопортрета художника (1791, Уффици; 1794, Лувр), созданные в период взлета его политической карьеры. Оба стали образцами классицистического портрета второй половины 18 в., в котором раскрываются не только человеческие качества, но и гражданская деятельность.

Олицетворением эпохи Наполеона явился портрет «Госпожа Рекамье» (1800, Лувр). Образ полулежащей на канапе светской красавицы Жюли Рекамье (см. РЕКАМЬЕ Жюли) полон нежной грации с оттенком манерности и декларативности, присущим стилю времени Империи.

Созданный Давидом тип портрета оказал значительное влияние на портрет эпохи классицизма второй половины 18 в.

С 1791 художник начинает играть ведущую роль в руководстве искусствами: принимает участие в украшении революционных празднеств, ведает установкой исторических монументов деятелям революции, по заказу правительства разрабатывает эскизы костюмов должностных лиц. Своим долгом он считает и «прославление кистью революционных мучеников», посвящая этой теме полотна «Смерть Марата» (1793, Королевский музей, Брюссель) и «Смерть Жозефа Барра» (1793, Музей Кальве, Авиньон). Величественный образ Марата (см. МАРАТ Жан Поль), убитого Ш. Корде (см. КОРДЕ Д`Армон Шарлотта де), передан портретно на основе сделанного художником перового рисунка (Версаль, Национальный музей) с головы мертвого героя. Фигура передана скульптурно, а композиция полотна восходит к сюжетам классической живописи, изображению сцен из жизни Христа. Реминисценции античной и христианской иконографии объединены художником для раскрытия сюжета из современной истории.

Увлечение классической живописью и античной пластикой проявилось и в полотне «Сабинянки» (1799, Лувр). Многофигурная композиция восходит к произведениям болонских мастеров 17 столетия, как и светлый холодный колорит с серебрящимися красками.

После 9 термидора из-за контактов с окружением Робеспьера (см. РОБЕСПЬЕР Максимилиан) Давид был обвинен и заключен в тюрьму Люксембургского дворца. Здесь им был написан единственный пейзаж «Вид Люксембургского сада» (Лувр), который он каждый день видел из окна. С приходом к власти правительства Директории (см. ДИРЕКТОРИЯ (во Франции)) он был освобожден в 1795.

Давид и Наполеон

После объявления Наполеоном себя наследником революции Давид становится его приверженцем и в 1804 получает титул «Первого художника императора». В честь Наполеона он создает конный портрет «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (1801, Национальный музей, Мальмезон), большие исторические полотна: «Коронация» (1805, Лувр), портрет «Наполеон в рабочем кабинете» (1812, Национальная галерея, Вашингтон), аллегорическое полотно «Леонид при Фермопилах» (1814, Лувр), прославляющее походы «Великой Армии».

Полотно «Коронация», состоящее из правдивых портретов известных исторических лиц, имело огромный успех в Салоне 1808 года. Наполеон произвел художника в офицеры Ордена почетного легиона. Давид досконально правдиво передал торжественную церемонию, в костюмах и атрибутах которой подчеркивалась преемственность Империи Наполеона Империи Карла Великого (см. КАРЛ Великий). В портрете Наполеона в рабочем кабинете дворца Тюильри, по свидетельствам современников, был создан самый правдивый образ императора. Он изображен в синем костюме полковника гренадеров стоящим у массивного ампирного стола и кресла на фоне массивных фолиантов и часов, показывающих его постоянный, длящийся с раннего утра до ночи труд на благо нации.

В гедонистическом вкусе времени Империи были исполнены поздние полотна «Сафо, Фаон и Амур» (1809, Эрмитаж) и «Амур и Психея» (1817, Художественный музей, Кливленд). Они продолжили анакреонтическую тему в его творчестве. После падения Империи Давид поселился в Брюсселе, хотя в годы Реставрации он не подвергся преследованиям. В историю европейского искусства Давид вошел как крупный мастер классицизма эпохи рубежа 18-19 веков, сумевший создать свой индивидуальный стиль. Его учениками были крупные живописцы Франции: Ж. О. Д. Энгр (см. ЭНГР Жан Огюст Доминик), Ж. А. Гро (см. ГРО Антуан), П. П. Прудон.

Полезные сервисы

давид молится да плачет, а саул веселится и скачет

Пословицы и поговорки Даль

Давид молится да плачет, а Саул веселится и скачет.

См. ТОЛК - БЕСТОЛОЧЬ

Полезные сервисы

давид рене

Энциклопедический словарь

Дави́д Рене (David) (1906-1990), французский учёный в области сравнительного правоведения. Главный труд - «Основные правовые системы современности. Сравнительное право» (рус. пер. 1967, 1988).

* * *

ДАВИД Рене - ДАВИ́Д (David) Рене (1906-90), французский ученый, специалист в области сравнительного правоведения. Главный труд - «Основные правовые системы современности. Сравнительное право» (русский перевод 1967, 1988).

Полезные сервисы

давид сасунский

Большой энциклопедический словарь

"ДАВИД САСУНСКИЙ" - см. "Сасунци Давид".

Полезные сервисы

давид сербский

Энциклопедический словарь

ДАВИД Сербский - ДАВИ́Д (в миру Димитрий) Сербский (13 в.), князь, преподобный, основатель монастыря в Бродарове, на реке Лиме, племянник Стефана Сербского. Память в Православной церкви 24 сентября (7 октября).

Большой энциклопедический словарь

ДАВИД (в миру Димитрий) Сербский (13 в.) - князь, преподобный, основатель монастыря в Бродарове, на реке Лиме, племянник Стефана Сербского. Память в Православной церкви 24 сентября (7 октября).

Полезные сервисы

давид строитель

Орфографический словарь

Дави́д Строи́тель

Полезные сервисы

давид фелисьен

Энциклопедический словарь

Дави́д Фелисьен (1810-1876), французский композитор. Пропагандировал идеи сен-симонизма. Творчество романтического характера. Сочинения Давида на ориентальные темы вызвали большой интерес к музыке Востока. Ода-симфония «Пустыня» (с хором и чтецом, 1844), опера «Лалла-Рук» (1862).

* * *

ДАВИД Фелисьен - ДАВИ́Д Фелисьен (1810-76), французский композитор. Пропагандировал идеи сен-симонизма. Творчество романтического характера. Сочинения Давида на ориентальные темы вызвали большой интерес к музыке Востока. Ода-симфония «Пустыня» (1844), опера «Лалла-Рук» (1862).

Большой энциклопедический словарь

ДАВИД Фелисьен (1810-76) - французский композитор. Пропагандировал идеи сен-симонизма. Творчество романтического характера. Сочинения Давида на ориентальные темы вызвали большой интерес к музыке Востока. Ода-симфония "Пустыня" (1844), опера "Лалла-Рук" (1862).

Полезные сервисы

давид фердинанд

Энциклопедический словарь

Дави́д Фердинанд (David) (1810-1873), немецкий скрипач, композитор, педагог. Ученик Л. Шпора. Крупнейший представитель немецкой скрипичной школы XIX в. Гастролировал, в том числе в России. Составитель «Школы» игры на скрипке (1867-72). Редактор сонат и партит И. С. Баха. Оперы, две симфонии, пять скрипичных концертов.

Полезные сервисы

давид фридрих штраус

Афоризмы

Давид Фридрих Штраус

(1808-1874 гг.) философ, историк, теолог и публицист

(…) Пора заменить новым подходом к истории Иисуса устаревший супранатуральный и естественный способ рассмотрения (…).

Что повествование не может быть историческим, а нечто рассказанное не могло совершаться так, как рассказано, можно будет распознать прежде всего потому, что:

Полезные сервисы

давид ярославский

Энциклопедический словарь

ДАВИД Ярославский - ДАВИ́Д Ярославский (ум. 1321), русский князь, сын святого Феодора Смоленского (см. ФЕОДОР Ростиславич), чудотворец. Память в Православной церкви 5 (18) марта и 19 сентября (2 октября).

Большой энциклопедический словарь

ДАВИД Ярославский (ум. 1321) - благоверный князь, сын святого Феодора Смоленского, чудотворец. Память в Православной церкви 5 (18) марта и 19 сентября (2 октября).

Полезные сервисы